Телескопические погрузчики (ТП) сегодня производят многие известные производители, и, зачастую, при приобретении подобной техники возникает вопрос: а, как не ошибиться с выбором, как выбрать «самый-самый»?
Сразу можно сказать, что «самого-самого» погрузчика не может быть по определению: как не бывает одновременно красивых, добрых и умных женщин, так не может существовать машина, удовлетворяющая всем требованиям потребителя.
Тем не менее, при верном выборе покупатель может получить на долгие годы надежного помощника, который уже за пару лет полностью себя окупит.
Для сельскохозяйственных ТП, кроме базовых характеристик — грузоподъемности и длины стрелы, важное значение имеет еще и комплектация навесного оборудования. Дополнительное оборудование включает в себя, например, различные ковши, вилы для органических удобрений с захватом, вилы для тюков разного диаметра и пр.
В аграрном бизнесе ТП способны осуществлять перевозки, производить погрузку продукции на транспорт или в складские помещения, буксировать прицепы, чистить стойла и выполнять другие работы в животноводстве и птицеводстве. Компактность, высокая маневренность и производительность, широчайшие функциональные возможности позволили им практически вытеснить традиционные трактора с фронтальными погрузчиками. Кроме того, новые машины благодаря весу и габаритам подходят для работы на улице и в помещениях, что дает возможности рационального и экономного использования наличных ресурсов. В принципе, подобные машины пригодны почти для любых работ, однако важно принять во внимание детали.
Итак, во-первых, следует определить, с какими весами машина должна работать, и какие высота и радиус должны быть охвачены. Так подбирается грузоподъемность и длина стрелы. Крайне важный фактор — комфорт кабины, ее звука и теплоизоляция. Кабина должна обеспечивать максимальный обзор.
Экономичность машины определяется не столько его стоимостью, сколько эксплуатационными расходами, в которые входят и затраты на топливо, и стоимость возможного ремонта, и доступность и оперативность сервисного обслуживания.
Любой механизм имеет свои слабые места. Конструкция ТП обычно предусматривает очень близкое расположение друг к другу осей шарниров крепления к раме стрелы и основного гидроцилиндра ее подъема. Поэтому, при подъеме стрелы из самого нижнего положения, гидроцилиндр должен развить очень большую силу, значительная часть которой воздействует на шкворень шарнира крепления стрелы к раме, а не идет на преодоление веса груза. Эта проблема устраняется установкой дополнительного гидроцилиндра, который помогает поднять стрелу из «мертвой точки».
Сложность электрогидравлической системы, которая управляет маневрами ТП обычной компоновки, предъявляет повышенные требования к мастерству водителя. Это также сопровождается повышенными трудозатратами и высокими расходами на ремонт. Для исключения подобных недостатков были созданы телескопические погрузчики, имеющие шарнирно-сочлененные рамы. Они сохранили и даже увеличили маневренность по сравнению с моноблочными аналогами, оказались проще в управлении и обслуге, но взамен получили меньшую устойчивость движения (особенно на неровностях) при транспортировании груза, когда стрела раздвинута и вынесена вперед.
Поэтому, планируя приобретение подобной машины, надо учитывать не только обычные ситуации, но, также — ее грузовую и собственную устойчивость. Внимание следует уделить и прочности телескопической стрелы по методике, применяемой при расчете самоходного стрелового крана.